Sublustrum (Сублюструм) – игра, задающая вопросы

26 мая 2008, Ямковая Любовь 29
Когда я читала превью к "Сублюструм", то c тоской думалось примерно следующее: "Ну вот, неужели снова сделали банальный квест про потусторонний мир и сумасшедшего профессора…" Первых двадцати минут игры мне хватило, чтобы в корне изменить свое мнение! Sublustrum, абсолютно однозначно, игра из серии "must play". Скажу более – это один из тех немногочисленных проектов, которые заставляют нас поверить, что компьютерные игры могут превратиться из непритязательного развлечения в новый вид искусства. Искусства – ничуть не менее значимого, чем литература, живопись, музыка и кино.

Начало истории #

Если говорить кратко, то квест начинается неспешно, как роман Жюль Верна, а потом резко распахивает перед нами бездны человеческого подсознания.

Увеличить скриншот!

Главный герой (коим являетесь Вы сами, поскольку Сублюструм – квест от первого лица) получает письмо от своего брата-профессора, где тот умоляет его приехать как можно быстрее. Прибыв в город N, герой обнаруживает, что брат "испарился", оставив ему в наследство свое жилище. Дом выглядит так, как и положено выглядеть месту обитания "съехавшего с катушек" ученого: по полу змеятся провода непонятного назначения, в углах громоздятся книги, а прямо посреди вполне респектабельной гостиной, между диваном и этажеркой, возвышается весьма странное громоздкое сооружение.

Увеличить скриншот! Увеличить скриншот!

Здесь, казалось бы, банальный сюжет превращается в очень и очень необычную историю, поскольку чуть позже мы узнаем, что профессор изобрел не какой-нибудь там вечный двигатель, и не даже не машину времени, а самый настоящий способ перемещения в загробный мир, который сам ученый называет "мерцающим". Голос исчезнувшего профессора с граммофонной пластинки предупреждает, чтобы наследник ни в коем случае не шел по его стопам. Разумеется, главный герой приложит все возможные усилия, чтобы поступить с точностью до наоборот.

И, когда ему, наконец, это удастся, он попадет… попадает он не в рай и не в ад, и не в альтернативную вселенную, а в странный и очень одинокий сюрреалистический мир. В мир, где пустые лестницы ведут в никуда, где вместо неба и земли – черный космос с медленно плывущими в нем обломками. В мир, где нет солнца, но откуда-то падает странный свет – то мягкий золотистый, то призрачно-голубоватый, то зловеще красный, то слепящее белый. В мир, который умеет переворачиваться с ног на голову. В мир, откуда открывается проход в черно-белое "вневременное" измерение, где можно изменять события прошлого.

В тот самый мир, в котором на стене неожиданно зазвонит ржавый телефон, и брат попросит Вас спасти его. Но в попытках помочь ученому всплывет нечто такое, что поставит вопрос, а стоит ли помогать этому человеку, или быть может заточение в "мерцающем мире" – самое маленькое из наказаний, которое он заслуживает?

Увеличить скриншот! Увеличить скриншот!

Что еще можно сказать? Временами играть в Сублюструм довольно страшно, временами – очень грустно, иногда – весьма сложно. Однажды я расплакалась, было, что не смогла заснуть до утра, но ни разу за все время игры мне не было скучно.

Библиотека для чтения #

Вскоре после начала игры в левом верхнем углу экрана у Вас наверняка соберется довольно существенная "библиотечка" из тетрадок, книг и писем. Документы в Сублюструм можно найти везде – они лежат на столах, валяются на полу, застревают в странных механизмах. Подсказки в них можно обнаружить достаточно редко, а вот интересную информацию – почти всегда. Из одной книжки мы узнаем, как влияет ультразвук на сознание человека, из другой – о загадочных сооружениях дольменах, третья напоминает нам теории Фрейда и Юнга.

Увеличить скриншот! Увеличить скриншот!

И, конечно, самый интересный документ – это дневник профессора, который по уровню исполнения сам по себе легко дотягивается до фантастического рассказа. Последний раз литературные "вставки" такого качества мне встречались в незабвенной Syberia.

Картинная галерея #

Графическая составляющая Sublustrum выполнена на достойно высоком и нестандартном уровне, вне всякого сомнения, её можно назвать интересной и многозначной. Каждая локация не столько заставляет любоваться собой, сколько чем-то озадачивает. Сначала нашему взору предстает типичная "профессорская" квартира с массивным письменным столом и граммофоном. Но почему же по поверхности изображения скользят светлые "трещинки" и полосы, как будто нам показывают старое немое кино?

Вот мы попадаем в "мерцающий" мир, подвешенный в черной космической невесомости. Но откуда здесь электричество и почему одни обломки неподвижно висят, а другие вращаются вокруг, как будто планеты? Вот мы спускаемся в странное подземелье, больше всего похожее на котельную из фильма "Кошмар на улице вязов". Но если это подземелье, то почему сквозь грязные окошки пробиваются лучи слепящего белого света?

Увеличить скриншот! Увеличить скриншот!

Кроме того, то, что на первый взгляд, кажется чем-то одним, присмотревшись, может оказаться чем-то совсем другим. Так, бродя по сумрачным переходам, Вы однажды непременно обнаружите, что темные пятна и трещины на стенах – это вовсе не трещины и пятна.

И, безусловно, игру очень украшает своеобразный подарок разработчиков – картины и винтажные фотографии, висящие на стенах. Каждую из них во всех подробностях можно рассмотреть вблизи. И сделать это, безусловно, стоит. Потому что чем дальше Вы будете углубляться в "мерцающий" мир, тем сильнее будут меняться картины, превращаясь из вполне респектабельных полотен в прекрасные и порой пугающие сюрреалистичные сны.

Увеличить скриншот! Увеличить скриншот!

Музыка и не только #

Еще во время первой загрузки игры несложно заметить, что музыка в Sublustrum выполнена очень качественно. И это не удивительно, если учесть, что музыкальное оформление игры обеспечил петербургский аудиовизуальный проект Anthesteria (Георгий Белоглазов), пишущий и играющий готические композиции и не только.

Но самое приятное даже не качество музыки, а то, что, она более чем идеально гармонирует с "Сублюструмом" и, как и вся игра в целом, несет на себе отпечаток печали и тайны. Медленные переборы фортепианных клавиш и протяжные звуки скрипки переплетены с завываниями ветра и необычным механическим скрежетом – то лязгом шестеренок, то стуком уходящих вдаль поездов. И часто практически невозможно разобрать, то ли это низкое гудение генераторов, то ли кто-то поет живым голосом мантры, то ли это мерно стучат механизмы, то ли что-то пытается выбраться откуда-то, изо всех сил колотя запертую металлическую дверь.

Кроме музыки, звуковой мир игры "населяют" призрачные голоса: стоит на минутку задержать в какой-нибудь локации, как вы обязательно что-то услышите: смех ребенка, крики о помощи, испуганные собачий лай или чьи-то торопливые шаги.

Увеличить скриншот! Увеличить скриншот!

Технические детали #

В случае с Сублюструм о технических моментах лучше говорить отдельно от содержания, поскольку сюжет являет собой единое целое, и разбирать его "на винтики" совершенно не хочется. Прежде всего, радует то, что в игре можно оглядываться вокруг себя на полные 360 градусов, а также смотреть себе под ноги и поднимать глаза "к потолку". И все это – с помощью просто движения мышки! Правда, обычно на полу и потолке ничего особо интересного не обнаруживается, но все равно, такая возможности ощутимо добавляет игре особого очарования и приятности.

Увеличить скриншот! Увеличить скриншот!

Еще одна интересная техническая особенность игры – это способ перемещения между локациями. Он осуществляется не мгновенно, и не путем плавного перехода персонажа, а с помощью своеобразных "скачков", сопровождаемых вспышками белого света. Сначала глаза немного устают с непривычки, но потом это еще больше притягивает к игре.

Увеличить скриншот! Увеличить скриншот!

В целом техническая сторона Sublustrum хороша практически так же, как и содержательная. Игра идет без сучка и задоринки даже на откровенно слабых компьютерах, показывая при этом великолепную картинку и совершенно не "тормозя". Единственное, к чему можно попридираться – это курсор, представляющий собой полупрозрачный кружок ванильного цвета, который не так-то просто заметить на локациях той же цветовой гаммы. Кроме того, "разум" курсора довольно ограничен – то есть на предметы, с которыми можно взаимодействовать, а также те, которые можно взять или применить на другие предметы, курсор реагирует абсолютно одинаково.

Есть вопросы? #

Кто-то из великих однажды сказал: "Хорошая книга не отвечает на вопросы, она их задает". То же самое, пожалуй, можно сказать и о хорошей игре. Бродя по странному миру Сублюструм нельзя не спросить себя, что происходит с нашими воспоминаниям? Где останавливаются поезда прошлого? Что случается с детскими мечтами, первой любовью, с шариком, улетевшим в небо, с теми словами, которые мы не успели сказать?

Может быть, мы сами всю жизнь строим себе рай или ад, оставаясь после смерти наедине с теми поступками, которые успели совершить? Конечно, найти ответы на эти вопросы всем нам едва ли удастся, но сам процесс такого поиска воистину завораживает.

Sublustrum – проект знаковый, в этой связи довольно трудно удержать себя и не посоветовать каждому своими глазами увидеть этот шедевр.

Отзывы

29 Оставить отзыв
  • бубл 20.03.2012 в 04:30

    помогите. месяц уже мучаюсь с 4 эпизодом....бесконечная башня....не могу ни как цветок открыть.<<< Ууууу-х-х!.. >>>

    • алюр 31.07.2012 в 16:26

      1-натяни струны на втором этаже(3 рычага в нижнее положение);2-раскрой ловушку для ветра на четвёртом этаже(переключатель на лево от лифта на стене);3-на третьем этаже поверни стрелу флюгера,дёргая левый рычаг пока на левой дэке арфы не появится один продолговатый солнечный блик(11раз,если манипулируешь флюгером впервые);4-поверни все штурвалы настройки до упора влево(против часовой стрелки),а потом:левый штурвал поверни 1 раз вправо,средний штурвал поверни 3 раза вправо,правый штурвал поверни 4 раза вправо(по часовой стрелке);5-на втором этаже собери ведром пыльцу из раскрывшегося цветка;6-на третьем этаже поверни все штурвалы настройки до упора влево,а потом:левый штурвал не трогай,средний поверни вправо 1 раз и правый-2 раза вправо;7-на четвёртом этаже опыли из ведра раскрывшийся цветок...

    • Вика 12.08.2011 в 15:24

      Вентили все прокрутить до конца вправо а потом начиная с первого влево по схеме 5-1-2-3

      • Тёма 22.07.2011 в 02:49

        Господа, это гениальнейшее произведение исскуства!!!!
        Да, это просто великолепная игра, даже не могу ее так назвать....это нечто большее.....

        • Сигизмун 10.06.2011 в 00:49

          kpoxa... просто у тебя нету вкуса или ты еще весьма не зрел в своих взглядах, и тем более, оценках) <<< Радостный >>>

          • Алевтина 02.02.2011 в 17:24

            в какую сторону крутить вентили я уже не могу крутить, помогите

            • re-pa 20.03.2010 в 14:46

              как установить игру на пк? не получается!

              • kpoxa 04.09.2009 в 02:46

                Шедевр?...
                хорошая задумка, но посредственная реализация
                задумано на рубль, сделано на копейку

                • Я 19.06.2009 в 22:46

                  Takano нужно подать воду к системе охлаждения и настроить генератор ультразвука(или как он там называется).Читай письма и крути вентели туда сюда<<< Радостный >>>Ультразвук, как ни странно, настраевается на слух.

                  • Pavel Sidorov 28.04.2009 в 02:23

                    Впервые в жизни могу сказать, что компьютерная игра стала произведением искусства. Понять это можно лишь пройдя игру от начала до конца, и главное не заострять своего внимания на головоломках, ведь они в этой игре не главное.

                    • Вампирка 16.04.2009 в 13:07

                      Подскажите пожалуйста! Застряла на башне, проблема с флюгером (наверное) не могу открыть металический цветок. Даже прохождение не помогает(((

                      • Takano 06.04.2009 в 19:09

                        как переключить тумблеры в первой части? они не остаются в нижней позиции, а возвращаются на место((

                        • Тема 22.03.2009 в 20:10

                          Как найти эмбрион помогите плииииз<<< Ууууу-х-х!.. >>>

                          • Алиса 14.03.2009 в 19:45

                            Люди немогу найти разьём куда надо вставить эмбрион-помогите пожалуста

                            • Коss 20.12.2008 в 21:13

                              Какие цифры надо выставлять в капсуле и в органофоне как выставлять эти переключаели?пожалуйста подскажите!

                              • андрей 07.12.2008 в 23:56

                                все сделал как надо а аппарат не запускается

                                • МУР 15.10.2008 в 14:34

                                  Застрял в котельной-ПОМОГИТЕ!

                                  • космос 12.09.2008 в 23:23

                                    мрачновато что то,а вообще неплохо.

                                    • teshgood 15.06.2008 в 21:25

                                      Приятно поражена и удивлена, просто божественно!

                                      • Кирочка 02.06.2008 в 17:12

                                        Я купила игрушку сегодня - такая прелесть, всё что написано - кристальная правда! <<< Подмигиваю >>>

                                        • Знаток 26.05.2008 в 16:02

                                          Профессор что убил кого-то в детстве что ли???
                                          это я про фразу

                                          Добавить отзыв

                                          загрузить другую
                                          Ваш отзыв

                                          Видео

                                          BenQ PU9730: обзор инсталляционного двухлампового проектора

                                          23 января 20159890 2

                                          Обзор инсталляционного двухлампового проектора BenQ PU9730. Модель имеет моторизованный большой зум с широким диапазоном масштабирования и поддерживает вертикальный/горизонтальный сдвиг линз. Проектор можно разворачивать на 360 градусов и управлять им дистанционно [..]

                                          Видеосвидетель 5410 FHD 2CH: обзор видеорегистратора с двумя камерами

                                          31 декабря 201413321 0

                                          Обзор видеорегистратора Видеосвидетель 5410 FHD 2CH. В комплекте с устройством поставляется дополнительная камера для крепления на заднее стекло автомобиля. Обе камеры записывают видео со звуком в разрешении 1920x1080 при 30 кадрах в секунду. Посмотреть отснятое можно на экране [..]

                                          Видеосвидетель 4410 FHD G: обзор видеорегистратора

                                          31 декабря 201412751 0

                                          Обзор видеорегистратора Видеосвидетель 4410 FHD G. Устройство снимает видео со звуком в разрешении вплоть до 2304x1296 на частоте 30 кадров в секунду и умеет делать фотографии. Угол обзора камеры составляет 170 градусов по горизонтали. В числе особенностей модели – система [..]

                                          Cвежие новости

                                          Все новости