Blender – уроки моделирования (урок №1)

16 октября 2008, Сергеев Аркадий 22
Если Вы всегда считали, что 3D-моделирование – это сложное и недешёвое занятие, данный цикл статей Вас однозначно в этом разубедит. За несколько уроков Вы получите базовые знания и создадите свои первые модели. Основным инструментом моделирования для нас станет бесплатный 3D-редактор Blender, возможностей которого уже сейчас хватает для создания полноценных мультфильмов и даже игр!

Отчего-то некоторые люди ошибочно полагают, что если программное обеспечение бесплатное, то оно совершенно точно никуда не годится, и тратить своё время на его использование ни в коем случаи не стоит. Но давайте взглянем на этот вопрос с другой стороны. При разработке "грандиозной" платной программы, в ее код посвящена cколь угодно большая, но все же ограниченная команда разработчиков. В разработку же бесплатного Open Source проекта может внести свой вклад абсолютно любой компетентный программист.

Замечена так же заинтересованность ряда пользователей и даже государственных учреждений в бесплатном ПО. Один пример – в школах города Смоленска начинают изучать GIMP. Поэтому, я думаю, серия моих статей будет очень полезна и познавательна, для людей которые до сих пор думают, что со слоями может работать только Photoshop, а отрисовывать 3D-объекты по силам лишь 3D Studio Max. Собственно о бесплатном трёхмерном моделирование и пойдёт речь в этом цикле статей.

Что нужно знать при работе с графикой? #

Blender – уроки моделирования (урок №1)

Говоря слово графика в рамках данного материала, я, конечно же, имею ввиду компьютерную графику (КГ). Итак, основная задача КГ – создание изображений. Теперь попробуем понять, с чем же нам придется работать. Прежде всего мы будем иметь дело с изображениями. Что ж, давайте в оптимально упрощенной форме посмотрим чем же загадочное 2D отличается от не менее загадочного 3D.

Нам надо знать, что 2D-изображение (оно же, плоскостное изображение) – это такое изображение, каждая точка которого имеет две координаты. В свою очередь, 3D-изображение – это изображение с тремя координатами. Конечно, мы можем создать лишь иллюзию объема, ведь экраны наших мониторов плоские, а сам эффект объема достигается путем проекции, но вдаваться в теорию геометрии не будем. Ваша любимая фотография – это пример двухмерного изображения, а вот всем известный мультипликационный герой Шрек – это уже пример трехмерной графики.

Существуют великое множество редакторов, как трехмерной графики, так и двумерной. Трехмерная графика естественно сложнее и требует большего процессорного времени для работы с ней, зато позволяет создавать настоящие миры. Не пугайтесь, на самом деле это не так уж сложно, и целью нашего цикла будет – прогулка по своему маленькому виртуальному миру, который мы начнем строить в одной из следующих статей, а пока продолжим изучать основы КГ.

Для того чтобы, создаваемая трехмерная картинка была реальной, не редко приходится на виртуальные объекты (модели) накладывать изображение их реальных аналогов. Выглядит это так: мы сделали какую-нибудь модель, существующую реально, потом берем фотоаппарат, фотографируем реальный объект, обрабатываем фотографии, накладываем их на созданный виртуальный объект. Вот вкратце процесс моделирования, создания трехмерной модели. Осталось разобраться, как этот процесс реализован программно.

До сих пор мне не попался универсальный бесплатный редактор, который редактирует, как 2D, так и 3D, поэтому нам придется работать с двумя редакторами. И не стоит пренебрегать каким-либо видом редактирования. При построении объемного виртуального мира, используются 2D-карты, чтобы объемным фигурам придать большую реалистичность. К примеру, у нас есть куб. Назначаем ему одну текстурную карту, и этот куб превращается в многоэтажный дом. Но меняется сцена. Куб мы оставляем кубом, а текстурную карту меняем – и вот у нас уже получается плитка шоколада.

Текстурная карта (текстура) – это простая фотография реального объекта.

Существуют различные форматы для хранения графической информации. Мы будем работать с jpg, tga – для двумерных картинок, и blend и 3ds – для трехмерных сцен. Нам необходимо знать, что в этих форматах цвета предаются тремя составляющими – красным, зеленым, голубым – так называемая схема RGB (от англ. Red, Green, Blue). Так же при наложении текстур на объект надо учитывать так называемый параметр Alpha (прозрачность), это все мы рассмотрим боле детально при изучении работы растрового графического редактора Gimp.

Таинственное слово рендеринг (от англ. "to render" – отрисовка) означает ни что иное, как процесс получение трёхмерного изображения на основе программно смоделированного объекта. Теперь перейдем к изучению редактора трехмерной графики Blender.

Описание возможностей Blender #

Blender – уроки моделирования (урок №1)

Blenderэто бесплатный и довольно мощный редактор трехмерной графики. Его возможно применять как для создания и редактирования трехмерных объектов, так и для создания анимацией (ролики, мультики), но основная возможность Blender, отличающая его ото всех редакторов – возможность создания приложения. Говоря проще, Blender позволяет создавать игры! Простенькие игры можно создавать, не зная программирования, правда в примере, который будем рассматривать мы, программировать всё же придется – результат получится гораздо более качественным.

Существуют несколько подходов к созданию (моделированию) виртуальных объектов. Я расскажу о двух: бокс-моделирование и сплайновом моделирование.

Бокс-моделирование – берется примитив Box (коробка) и путем редактирования положения вершин этой коробки получается нужный нам объект модель. Этим методом я люблю рисовать модельки машинок на скорую руку. Сплайновое моделирование – сложнее (на мой взгляд), его принцип заключен в том, что мы линей (сплайном) указываем контуры или сечения будущих объектов, а потом строем поверхность.

Оба эти метода приведут к готовой модели, которая будет состоять из точек, граней, соединяющих эти точки, и полигонов, состоящих из точек и ребер. Согласитесь, что такая модель очень похожа на сетку. Так она и называется Mesh (сетка), ее тоже можно редактировать, но об этом ниже – после того, как изучим интерфейс.

Описание оконной системы Blender #

Интерфейс Blender имеет непривычную для пользователей Windows оконную систему. При первом запуске программы Вы эту необычность прочувствуете.

Blender – уроки моделирования (урок №1)

В немного не привычных панельках – немного не привычные диалоги. Рассмотрим основные из их.

Обратите внимание, что при закрытии редактора, не появляется привычного диалога сохранения, Blender закрывается сразу – два раза повторять ему не придется.

А теперь рассмотрим основные пункты меню "File".

Blender – уроки моделирования (урок №1)

Открытие (Open) #

Диалог открытия выглядит так.

Blender – уроки моделирования (урок №1)

Как и было обещано – немного не привычно, но разобраться можно: выделяем файл, который хотим открыть, а затем кликаем "Open", и сцена загружена.

Сохранение (Save) #

Выглядит почти идентично диалогу открытия.

Blender – уроки моделирования (урок №1)

За той лишь разницей, что во второй строчке нужно прописать название файла, а потом кликнуть по "Save As".

Pack Data – упаковка #

Очень полезная функция применяется, когда Вы работаете со сложно текстурированной моделью. То есть модель содержит несколько текстурных карт какого либо графического формата. Чтобы не искать, где располагаются Ваши текстуры (на пример, Вам надо перенести модель с одного компьютера на другой), Вы нажимаете Pack Data, и Ваш исходный файл увеличивается в размерах, но зато теперь он содержит все текстур, которые использует. Подробнее эту функцию рассмотрим позже, когда у нас будет материал для упаковки.

Unpack Data – распаковка #

Противоположная Pack Data функция – она распаковывает данные из упакованного файла, тем самым уменьшая его размер, и создавая файлы текстур на жестком диске.

Теперь, прежде чем приступим к моделированию, еще немного теории. Посмотрите на стартовое окно Blender’а, может кому-то и удобно работать с одной проекцией, мне нет. Я себя комфортно чувствую в 3D мире, если могу одновременно смотреть на объект с разных сторон, и с той стороны, с которой мой мир будет видеть зритель, ради которого и работаю.

Настройка рабочего пространства #

Прежде всего нам понадобится несколько окон. Наводим курсор на границу окна, он должен раздвоиться.

Blender – уроки моделирования (урок №1)

Затем нажимаем на правую кнопку мыши, и видим три пункта меню.

Blender – уроки моделирования (урок №1)

Если нажать первый, то окно разделится на двое, второй – сольется в одно, и третий – исчезнет заголовок. Попробуйте – это не сложно в итоге должно получиться что-то похожее на это.

Blender – уроки моделирования (урок №1)

Настроить вид окнах тоже несложно в меню "View" все очень наглядно показано, приведены клавиши на цифровой клавиатуре, для смены вида. Используйте остальные клавиши этой клавиатуры, чтобы корректировать вид в окнах, когда будем моделировать разберемся более детально, как настраивается рабочие пространство, вид в окнах – Вы выберете наиболее удобное расположение окон панелей для себя, немного опыта и терпения.

В Blender предусмотрена функция для сохранения Ваших настроек рабочего пространства Save Default Settings. Порой приходится загружать и исходный вид рабочего пространства – эта функция также предусмотрена Load Facture Settings.

К этому моменту у Вас есть необходимые знания по открытию/сохранению/упаковки/распаковки файлов Blender, а также у Вас есть рабочие пространство. Как замечают психологи – хорошее, удобное рабочие место 25% успеха задуманной работы. Надеюсь, что рабочие пространство для себя Вы настроили очень удобно, поэтому, хватит теории и рассуждений, о том, как и для чего – разберетесь сами (я же когда-то разобрался), переходим к моделированию.

Пример работы с Blender #

Рабочие пространство у Вас чем-то рисунок выше – отлично. Пока уберем кубик. Щелкнем по кубику правой кнопкой мыши, чтобы его выделить, нажмем Х или Del и подтвердим, что хотим его удалить. Теперь перед нами чистый мир – что хотим, то и строим. А строить мы будем в этом уроке классический пример: плоскость, с расположенными на ней примитивами. Итак, поехали:

Blender – уроки моделирования (урок №1)

Обратите внимание, что у Вас изменился режим работы с объектом, жёлтым выделены точки и ребра, сейчас их можно редактировать.

Blender – уроки моделирования (урок №1)

Если нажмете Tab, то режим смениться, и работать уже можно будет с объектом целиком.

Blender – уроки моделирования (урок №1)

Теперь нам нужно увеличить нашу плоскость. Все равно в каком режиме нажмите S и двигайте мышку до тех пор, пока плоскость не станет нужных размеров, а потом просто кликните левой кнопкой мыши.

Для того, чтобы добавить новый объект нужно работать в Object Mode иначе плоскость и новый объект будут, как один. Добавляем конус. Он располагается на той же панельке, что и плоскость. Конус появился немного ниже плоскости. Для того чтобы поставить конус на плоскость, нажмите G и просто двигайте мышку, а когда конус окажется на своем месте, просто нажмите левую кнопку мыши. Конус можно масштабировать, так же как и плоскость.

Помещаем крестик-указатель на то место плоскости, где будет располагаться кубик. У меня это за конусом. Потом добавится кубик. Изменить его размеры и положение можно так же, как и размеры и положения цилиндра.

Чтобы посмотреть, что у нас уже нарисовано, нажмем F12. У меня получилось так.

Blender – уроки моделирования (урок №1)

Теперь, чтобы рисунок выглядел более живым, нужно задать красивые цвета. Выбираем плоскость. В Object Mode щелкаем правой кнопкой мыши по плоскости и делаем такие настройки.

Blender – уроки моделирования (урок №1)
Blender – уроки моделирования (урок №1)

Такие настройки для конуса.

Blender – уроки моделирования (урок №1)

Такие – для кубика.

Blender – уроки моделирования (урок №1)

Дальше рендерим саму картинку. У меня вышла такая.

Blender – уроки моделирования (урок №1)

Если при рендеринге конус у Вас будет ребристый, выберете конус, войдите в Edit Mode, нажмите W, в появившемся списке выберете Set_Smooth. Самый простой пример создания трехмерных объектов мы разобрали. В этой статье я не стал останавливаться на создании материалов, это будет отдельный разговор, в котором мы обсудим создание материалов и о работу в редакторе двумерной графики GIMP. А пока потренируйтесь в создании картинок с примитивами, изменяя настройки материалов, которые я подчеркнул на скриншотах.

Желаю Вам всяческих успехов.

PS: Примеры работ профессионалов #

Для того, чтобы вдохновить Вас на изучение Blender, приведу несколько картин отрисованных с его помощью.

Blender – уроки моделирования (урок №1) Blender – уроки моделирования (урок №1)
Blender – уроки моделирования (урок №1) Blender – уроки моделирования (урок №1)
Blender – уроки моделирования (урок №1) Blender – уроки моделирования (урок №1)

Вот мультфильм Big Buck Bunny – он тоже сделан при помощи Blender.

А вот пример геймплея из игры YoFrankie, создаваемой при помощи Blender.

Полезные ссылки #

Рекомендуем также почитать

  1. Программа Blender 2.4
  2. Статья Poser – не просто редактор поз и движений
  3. Статья Blender – уроки моделирования (урок №2)
  4. Статья Blender – уроки моделирования (урок №3)
  5. Видео:

Отзывы

22 Оставить отзыв
  • Елена 04.08.2013 в 18:31

    Написано очень вдохновляюще, и это хорошо. Жаль, что у меня русский Blender, это немного озадачивает...

  • Анастасия 05.06.2013 в 20:39

    А почему у многих в основном всё на английском языке? Там же легко можно язык на русский поменять, даже руссификаторы не нужны...

    • Евгений 06.02.2013 в 16:01

      Подскажите пожалуйста. Я в одном из туторов видел как меню открывалось после нажатия(к примеру Shift+S)в виде секторов и выбор подменю происходил по кругу (как в Maya). Как настроить в Blendere?

      • J 04.11.2012 в 12:00

        Спасибо! Хоть мне и не много лет, и я не очень хорошо разбираюсь в компьютерах, мне все понятно. <<< Отлично! >>>

        • VOLKODAV 28.10.2012 в 23:44

          Статья хорошая, токо вот примеры работы профессионалов, неужели не могли найти получше? Блендер могёт, пусть даже статья 2008 года.<<< Отлично! >>>

          • sergovan 22.12.2010 в 15:00

            Про объект моде выложи подробнее!<<< Агрессивный >>>

            • Ivan 16.12.2010 в 04:19

              Спасибо, неплохой урок.
              Если интересны видеоуркои по Blender на русском, то ни есть здесь

              • Grisha 12.05.2010 в 20:04

                Не получается сделать конус обьёмным)!

                • Андрей 24.10.2009 в 21:36

                  доступно объяснено

                  • Korel 29.09.2009 в 16:53

                    Очень толково, спасибо

                    • Alex 12.07.2009 в 10:36

                      спасибо огромное

                      • ghkljnkl 15.06.2009 в 00:24

                        <<< Грустный >>> админы тут какие то банановые

                        • Max 10.06.2009 в 19:00

                          Спасибо! <<< Радостный >>>

                          • Arhaos 08.06.2009 в 23:47

                            огромное посибо <<< Радостный >>>
                            всё ясно и доступно
                            -Буду иукать чёто похожле

                            • Алексей 01.05.2009 в 23:50

                              Благодаря этой статье хоть что-то ясно стало.Спасибо! <<< Радостный >>>

                              • Илья 28.03.2009 в 06:16

                                Большое спасибо!!!!<<< Радостный >>>

                                • Костя 05.03.2009 в 14:35

                                  Загрузил Blender вместо 25% задуманной работы получается 0%

                                  • Макс 06.01.2009 в 22:48

                                    Спасибо! Отличная статья!

                                    • Анатолий 25.12.2008 в 15:52

                                      Спасибо. Вы лучший!

                                      Добавить отзыв

                                      загрузить другую
                                      Ваш отзыв

                                      Видео

                                      BenQ PU9730: обзор инсталляционного двухлампового проектора

                                      23 января 20159890 2

                                      Обзор инсталляционного двухлампового проектора BenQ PU9730. Модель имеет моторизованный большой зум с широким диапазоном масштабирования и поддерживает вертикальный/горизонтальный сдвиг линз. Проектор можно разворачивать на 360 градусов и управлять им дистанционно [..]

                                      Видеосвидетель 5410 FHD 2CH: обзор видеорегистратора с двумя камерами

                                      31 декабря 201413321 0

                                      Обзор видеорегистратора Видеосвидетель 5410 FHD 2CH. В комплекте с устройством поставляется дополнительная камера для крепления на заднее стекло автомобиля. Обе камеры записывают видео со звуком в разрешении 1920x1080 при 30 кадрах в секунду. Посмотреть отснятое можно на экране [..]

                                      Видеосвидетель 4410 FHD G: обзор видеорегистратора

                                      31 декабря 201412751 0

                                      Обзор видеорегистратора Видеосвидетель 4410 FHD G. Устройство снимает видео со звуком в разрешении вплоть до 2304x1296 на частоте 30 кадров в секунду и умеет делать фотографии. Угол обзора камеры составляет 170 градусов по горизонтали. В числе особенностей модели – система [..]

                                      Cвежие новости

                                      Все новости